Выступление Президента ПМР Игоря Смирнова на сессии Верховного Совета
Уважаемый Председатель Верховного Совета, уважаемые депутаты, приглашенные.
Сегодня, реализуя конституционную норму об информировании ВС ПМР о наиболее значимых событиях во внешнеполитической сфере, я, прежде всего, благодарю вас как законодательный орган за внимание, которое уделяется этим вопросам.
Так совпало, что информация, события и то, что произошло в мире, если кто следил за моим выступлением, я говорил о новом мироустройстве, как раз вызвали необходимость еще раз проинформировать депутатов о той работе, которая проводится после референдума 17 сентября 2006 года. Сегодня как раз ровно 2 года после того, как народ Приднестровья очень активно принял участие в референдуме и высказал свое мнение. Как вы помните, на этом референдуме мы в очередной раз подтвердили неизменность выбранного курса на свободное развитие, на интеграцию в российское социально-экономическое, образовательное и гуманитарное пространство. Референдум подтвердил, что никакие другие варианты нашему народу не подходят. Это было свободное голосование, более 110 международных наблюдателей присутствовали. Вы знаете и принятое Государственной Думой постановление о том, что референдум полностью соответствовал всем требованиям международных норм о правах личности, государства и так далее.
Сегодня я хочу рассказать, какая практическая работа ведется по выполнению решений данного референдума и по реализации выбора нашего народа.
3 сентября, как вы знаете, я встретился с Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Это была первая встреча с Дмитрием Анатольевичем в ранге Президента. Но не первая встреча с ним как с должностным лицом, которое, тем или иным образом выполняя государственные обязанности, касается проблем Приднестровья. Мы обсудили целый ряд вопросов, включая проблемы молдо-приднестровского урегулирования и социально- экономического сотрудничества Великой России и Приднестровья, а также другие вопросы, решение которых способствовало бы развитию нашего взаимодействия. Президент России подтвердил принципиальную позицию российской стороны по проблемам урегулирования молдо-приднестровских отношений, которая основана на следующих положениях. Я думаю это важно знать и учитывать. Очень часто в последнее время в прессе нагнетается обстановка, как вот, например, сегодня прочитал: Молдова публикует - «Настает момент истины». Ну, для них он наставал уже сколько раз? Поэтому давайте будем учитывать то, что высказывает Президент государства, которое на протяжении всех 18 лет является гарантом жизни нашего народа. Жизни в прямом смысле этого слова.
1. Российская Федерация четко заявила о своей приверженности исключительно мирному урегулированию конфликта, и как государство-гарант Россия предпримет все усилия для того, чтобы не допустить эскалации напряженности. Я думаю, здесь нет никаких сомнений после событий на Кавказе, во время которых Россия подтвердила то, что нельзя, даже имея «высокие политические цели», ставить жизнь людей ниже этих целей. И конечно, мы понимаем, что события на Кавказе навсегда похоронили миф об однополярном мире при новом мироустройстве. Мы очень рады за наших кавказских друзей и желаем, чтобы у них все получилось.
2. Решение всех вопросов должно быть найдено исключительно сторонами: Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова. Россия примет любую договоренность, которая будет достигнута между Кишиневом и Тирасполем. Российская сторона не будет предпринимать никаких мер давления и не будет навязывать какие-либо предложения, хотя участвовать и помогать в переговорном процессе, конечно, будет.
3. Россия выступает за равноправный диалог между сторонами конфликта. Это заявил не только Президент России, но и МИД говорит об этом на протяжении всего времени.
4. Россия будет предпринимать все усилия для обеспечения защиты прав соотечественников, где бы они не находились. Я думаю, это тоже важный постулат. И не только для нас, а и для тех, кто желает воспользоваться ситуацией и решить свои проблемы - территориальные, военные - и применить силу. И защищать не только своих соотечественников, но и российский бизнес за рубежом.
5. Россия как государство-посредник будет оказывать содействие в нахождении сторонами компромиссного решения.
Такой подход, как вы видите, соответствует позиции нашего народа в переговорах, которая основана на необходимости поиска мирного решения вопросов, равноправии сторон и уважении сложившихся реалий.
Вы помните, что много разговоров было о моратории, наложенном нами на переговорный процесс с Молдовой. У некоторых возникает вопрос: зачем же ввели мораторий? Вы вспомните, реакцию руководства Молдовы на геноцид, который произошел на Кавказе. Как они высказались, вы все знаете. По сути, мы еще раз увидели истинное лицо господ, которые правят Молдовой, я не говорю о народе Молдовы. Вот почему был введен временный мораторий на переговоры с официальным Кишиневом. Но после встречи с Дмитрием Анатольевичем я дал команду МИДу, и мораторий был снят.
Особое внимание в ходе встречи с Президентом России мы уделяли вопросам двустороннего гуманитарного и социально-экономического сотрудничества. Это и понятно. Вы знаете, что Дмитрий Анатольевич вел все гуманитарные национальные проекты в РФ, и здесь он дока во всех отношениях. Да и мы кое-что вместе с вами делали по этим вопросам, поэтому нам было о чем поговорить.
Сейчас я назову эти ключевые проблемы, они не являются секретом, мы их вместе с вами обсуждали. Должен поблагодарить и исполнительную власть, и глав Госадминистраций, и Кабинет Министров за их предложения. По сути, за эти годы мы досконально отработали многие программы - пенсионные, социального обеспечения, здравоохранения, которые готовы к действию.
На встрече мы обговаривали также:
- активизацию взаимодействия в рамках протокола «Смирнов-Жуков» от 23 мая 2006 года, развитие межведомственного сотрудничества между органами власти России и Приднестровья, распространение на Приднестровье приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства, и приднестровская сторона обратила особое внимание на то, что нацпроекты должны осуществляться в Приднестровье не только в отношении граждан России, но и в отношении всех жителей Приднестровья, то есть по территориальному принципу, на что возражений не услышали.
- содействие в создании надежного, устойчивого, гарантированного механизма осуществления Приднестровьем внешнеэкономической деятельности. Сейчас об этом говорят уже мало, но после введения Молдовой блокадных мер против экономики Приднестровья в 2006 году, по данным министерства экономики, мы потеряли 500 миллионов долларов. Поэтому нами еще раз был поставлен вопрос о гарантированном механизме внешнеэкономической деятельности. Кстати, все вопросы рассматривались с юридической точки зрения и так далее. Точно так же, как и в Договоре (о дружбе и сотрудничестве), который я вручил господину Воронину, было юридическое и политическое обоснование с учетом существующих реалий. Ответа мы до сих пор еще не получили.
- реализацию на нашей территории пилотных проектов в сфере здравоохранения. Это открытие центров сердечно-сосудистой хирургии, перинатального центра, центра лучевой терапии. По мнению приднестровской стороны, такой подход позволит сэкономить бюджетные средства как России, так и Приднестровья. Будут сокращены расходы на транспортировку больных, командировки медперсонала. Должен сказать, что у нас сейчас работают эти пилотные проекты, мы имеем часть квот, посылаем туда людей, лечим. Но сейчас мы говорим: давайте здесь создадим медицинские центры, Россия может это сделать, для всего юго-западного направления. Объясняю экономическую целесообразность. Здесь люди учатся, набираются опыта, но все равно потом ищут, где получше, и начинают уезжать. Вот поэтому эти центры должны быть здесь. Суть-то в том, чтобы оказывать медицинскую помощь здесь, и профессионально расти дальше.
- выплату пенсий гражданам России, постоянно проживающим в Приднестровье, в соответствии с законодательством РФ.
В ходе встречи с Дмитрием Анатольевичем я отметил, что сотрудничество по этим и многим другим направлениям позволит эффективно решать задачи, стоящие перед нашим государством на данном этапе, и обеспечит права населения Приднестровья. Российская и приднестровская стороны после встречи приступили к реализации договоренностей.
Я уже отметил значительный объем работы по обобщению и анализу практики нашего сотрудничества с РФ, в том числе и в рамках ранее подписанных протоколов. Все министерства и ведомства, главы Госадминистраций представили анализ, а также конкретные предложения по развитию сотрудничества. Особое внимание мы уделяли тем сферам, где письменных договоренностей пока нет, но, надеемся, вскоре могут появиться. Мы уже выходим на этот уровень. Мы считаем особенно важным взаимодействие между органами юстиции и внутренних дел, банками, таможенными органами.
Конечно, есть сложности в части «признанные - непризнанные», но решать эти вопросы нужно.
Президент России, в свою очередь, поручил координацию социально-экономического и гуманитарного сотрудничества с Приднестровьем вести первому заместителю Председателя Правительства России Игорю Ивановичу Шувалову. Встреча с ним состоялась 11 сентября. В ходе этой встречи мы обменялись мнениями относительно путей и механизмов активизации нашего сотрудничества, мы откровенно обсудили различные моменты, которые есть в наших двусторонних отношениях. Игорь Иванович проявил подлинную заинтересованность в понимании наших общих задач, особенно транспортного характера, в частности передвижение людей и товаров, железнодорожного и авиационного транспорта.
Мы передали первому Вице-премьеру российского Правительства пакет предложений по активизации межведомственного сотрудничества, разработанных приднестровскими министерствами. По многим направлениям, таким как образование, здравоохранение, социальная защита и другим уже создана надежная организационная и правовая основа взаимодействия, вопрос лишь в сроках начала сотрудничества.
Более того, я благодарен за деловой характер беседы и остановился на организационных вопросах. Игорь Иванович возглавляет, скажем, Комиссию, которая должна состоять из назначенных от министерств людей с тем, чтобы четко знать, кто и за что отвечает. Кто работал в Москве, знает, что это такое. Мы вручили полный пакет документов. Уверен, что работа здесь пойдет. Нерешенность проблемы железнодорожного и воздушного сообщения уже взята под особый контроль.
Не может не радовать предметный, деловой характер беседы с Игорем Ивановичем. Убежден, что энергия и опыт этого государственного деятеля станут залогом нашего общего движения вперед в решении актуальных задач нашего сотрудничества.
Здесь я увидел реальное подтверждение слов, что своих граждан, где бы они не находились, Россия, как государство, будет защищать и оказывать всевозможную помощь.
В развитие встречи на высшем уровне в Москве состоялись и другие встречи.
В частности, Заместитель министра статс-секретарь МИД России Григорий Карасин принял и.о. министра иностранных дел Приднестровья Владимира Ястребчака. В ходе беседы обсуждались как вопросы двустороннего взаимодействия между Россией и Приднестровьем, так и перспективы урегулирования отношений между Приднестровьем и Молдовой. Представители внешнеполитических ведомств уделили особое внимание практической реализации тех политических договоренностей, которые были достигнуты на высшем уровне.
Таким образом, в ходе визитов в Москву был проделан значительный объем работы, который будет способствовать активизации нашего сотрудничества по всем вопросам - политическим, экономическим, гуманитарным.
Теперь особо хочу отметить, как для Кабинета министров, так и для всех депутатов. Проанализировав все 18 лет нашей работы, прихожу к выводу: только тогда решаются наши вопросы, когда мы, несмотря ни на какие преграды, идем вперед. Только тогда можно чего-то добиться. Рано или поздно это выводит в положительную сферу решение любого вопроса.
Особо хочу остановиться на тех договоренностях, которые были достигнуты в политическом урегулировании отношений с Республикой Молдова. Россия, как государство-гарант и посредник, стремится к максимальной реализации переговорного, дипломатического потенциала, политических средств, которые могут привести к урегулированию.
Я вновь подтвердил, что Приднестровье не отказывалось и не отказывается от ведения переговоров. Принципиальным для нас являлось и является равноправие сторон и выполнение ранее достигнутых договоренностей. Поэтому, как отмечалось выше, мною было дано поручение отменить введенный ранее мораторий и приступить к подготовке новой встречи между Президентами Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики.
Хочу еще раз подчеркнуть: наша ключевая цель - это урегулирование отношений между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой мирными политическими средствами. Конституция Приднестровья дает нашей делегации достаточные полномочия для нахождения взаимоприемлемого решения вопросов.
События в Южной Осетии предупреждают нас о том, что ряд документов, которые подписывали за годы ведения переговоров три Президента Молдовы, наверное, надо обновить. Когда я задал вопрос о гарантиях, мне ответили, что гарантий нет, но документы необходимо обновлять. Будем обновлять. Есть существующие реалии. Есть два государства и негоже одному из них грабить на государственном уровне наших граждан.
Уверен, что стороны должны проявить политическую мудрость и ответственность и взять на себя эти обязательства, с подкреплением их международными гарантиями со стороны России и Украины - наших нынешних государств-гарантов. Соответствующие предложения будут разработаны и вручены приднестровской стороной.
Поэтому, я думаю, что встречи будут и с Президентом Молдовы, и с другими представителями молдавских властей, в том числе в экспертных группах. Здесь ещё раз подчеркну, что, как говорят, «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Мы всё-таки пытались сделать шаг на встречу и создали экспертные группы. Причем попросили, чтобы, скажем, международные организации взяли на себя вопросы экологии, Украина - вопросы железнодорожного транспорта, вообще транспорта, была как бы гарантом. Но решения проблем пока нет. Это уже знакомо. Я вот сейчас сам себя ловлю на мысли, что уже как-то стал спокойно к этому относиться. Но попытаемся ещё раз и возобновим эти контакты. Наша общая задача - обеспечить мир и стабильность, обеспечить создание атмосферы совместного проживания Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики.
Мы будем также продолжать сотрудничество с другими нашими партнерами - прежде всего Украиной. В ходе встречи с Послом Украины, которая состоялась позавчера, я выразил признательность Сергею Ивановичу Пирожкову за гуманитарные акции украинской стороны, за его личный вклад в развитие нашего сотрудничества в интересах не только украинской громады, но и всех жителей Приднестровья.
Мы уверены, что независимо от того, какие политические силы находятся в Украине у власти, руководство соседнего государства всегда будет исходить из приоритета своих национальных интересов и необходимости защиты многочисленной украинской общины, проживающей в Приднестровье.
Мне часто задают вопрос: Игорь Николаевич, а как же быть с Содружеством «За демократию и права народов»? Они же независимые, а мы вот пока нет. Я думаю, что наши отношения с братскими республиками не изменятся. Более того, встречаясь с Сергеем Васильевичем Багапш и Эдуардом Джабеевичем Кокойты и в Бочаровом Ручье, и в Москве, я получил официальное заверение президентов признанных государств в том, что и дальше мы будем работать вместе.
Мы не стремились к признанию "наперегонки", в этом не было и нет никакой "конкуренции". Однополярный мир закончился. Вспомните Косово. Для нас это прецедент в международных отношениях и не более того. Но мы имеем больше и юридических, и экономических, и исторических, и реальных прав на признание нашего государства вполне соответствующего всем требованиям с точки зрения прав человека и организации жизни общества.
У каждого свой путь к обретению свободы, и этот путь не был легким ни у абхазов, ни у осетин, ни у приднестровцев. На этом пути нам еще многое предстоит сообща сделать. Вчера я заслушал доклад спецпредставителя по вопросам взаимодействия с органами государственной власти Южной Осетии и Абхазии Владимира Антюфеева, командира нашего строительного отряда Виталия Янковского. У нас два объекта - это дворец культуры профсоюзов и министерство юстиции. Думаю, до зимы мы «закроемся». «Закроемся» - строители понимают, что это такое (крыша, окна и др.). Очень организованно работаем. Эдуард Джабеевич просил передать благодарность всем приднестровцам за четкую организацию и своевременное поступление гуманитарной помощи.
Я думаю, что свои обязательства моральные, исторические, не только договорные, а братские, мы выполним в полной мере. Не забывайте, что у нас проходят Дни Приднестровья в Южной Осетии. Они, как вы знаете, будут до июня 2009 года. Поэтому наше сотрудничество будет развиваться - конечно, с учетом последних событий.
Мы должны осознавать, что признание - это не самоцель и не панацея. Это задача, решение которой должно способствовать развитию нашего государства в интересах всех его граждан. Приднестровская Молдавская Республика, как состоявшееся демократическое правовое государство, имеет все международно-правовые основания для признания своей независимости: территория, население, суверенная система государственной юрисдикции и законодательства, миролюбивая внешняя политика. Поэтому признание нашей независимости, защищенной нами (и нашими детьми, и дедами) с оружием в руках, - это вопрос будущего.
Пока наша независимость не признана международным сообществом. Тем актуальнее на этом этапе вопрос консолидации всего общества, всех органов государственной власти над решением дайной задачи. Убежден, что и Верховный Совет как высший представительный и законодательный орган, продолжит свои действия в рамках парламентской дипломатии и приложит активные "наступательные" внешнеполитические усилия.
Уважаемые депутаты Верховного Совета!
Мир становится другим. Уверен, что в новых реалиях Приднестровская Молдавская Республика сможет занять достойное место в ряду демократических, суверенных, признанных государств - равноправных членов международного сообщества.
Спасибо за внимание.
17.09.2008